Акция как ценная бумага имеет целый ряд специфических свойств, которые присущи именно ей. Ими являются потребительская стоимость, курсовая стоимость, оборотность и ликвидность. Только если акция действительно представляет собой совокупность этих четырех свойств, она может выступать на рынке ценных бумаг как инвестиционный товар, который свидетельствует об осуществлении инвестиций в реально функционирующее акционерное общество.
Акционерные общества выпускают акции двух типов: обычные и привилегированные.
Именно инвестиции в обычные акции являются в целом более всего доходными с точки зрения получения дивидендов. Но привлекательность обычных акций для инвесторов обусловленная не столько размерами дивидендов, сколько увеличением рыночной курсовой стоимости акций или так называемым «приростом капитала».
Привилегированные акции — это акции, которые по своим характеристикам занимают промежуточное положение между облигациями и обычными акциями. При этом распределение дивидендов по привилегированным акциям должно происходить раньше, чем по обычным акциям, а при банкротстве акционерного общества держатели этих акций имеют преимущество в возмещении своих потерь в сравнении с держателями обычных акций. В этом состоит привилегированность акций.
Инвестиции в привилегированные акции менее рискованные, чем в обычные. Поэтому дивиденды, выплачиваемые на равновеликие инвестиции в привилегированные акции, по своей сумме меньше, и иногда очень значительно, чем среднегодовая прибыль, принесенная обычными акциями.
Облигации имеют общую цену, выкупную и рыночную цену. Номинальная цена напечатана на самой облигации и служит в качестве базы при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов. По цене выкупа, которая может совпадать, а может не совпадать с номинальной, что зависит от условий займа, эмитент выкупает облигацию после окончания срока займа. Рыночная (курсовая) цена облигаций определяется исходя из условий самого займа и ситуации, которая сложилась в момент реализации на рынке облигаций.
Значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу, называется курсом обпигации.
Для государственных и корпоративных облигаций прежде всего предполагается периодическая выплата прибылей в виде процентов. Размер процента по облигациям определяется рядом факторов: сроком, на который они выпущены; их надежностью; уровнем инфляции; банковским процентом. В условиях инфляции процент по краткосрочным облигациям часто обнаруживается выше, чем по долгосрочным. Решающую роль в определении процентной ставки по облигации играют два основных фактора: уровень инфляции и степень риска приобретения облигации. Чем менее надежные облигации, тем выше процент.
Поэтому процентная ставка устанавливается в зависимости от уровня надежности облигаций. В то же время прибыли по облигациям относительно ниже, они строго фиксированы, т. е. в отличие от дивидендов по акциям не возрастут даже при очень удачной деятельности предприятия.
Рыночные, биржевые цены на облигации разных организаций и выпусков, равно как и на акции, склонны к колебаниям, вызванным большим множеством факторов. Прежде всего, эти колебания связаны с изменением рыночных процентных ставок на кредиты. Если заемные деньги на финансовых рынках вдруг по каким-то причинам дешевеют, т. е. кредитные ставки в банках уменьшаются, и следовательно — новые тиражи облигаций предлагают меньшую ежегодную норму прибыли, то в этом случае ранние выпуски облигаций с фиксированной прибылью, установленной на прошлых, более выгодных условиях, становятся значительно привлекательными для всех инвесторов. Облигации эти ощущают повышенный спрос, а рыночная цена начинает возрастать, дополнительно обогащая их собственника, пока не достигнет некоторого равновесия. Наоборот происходит в случае подорожания кредитов и появления на рынках облигаций с более выгодными условиями, которые обеспечивают большую ежегодную прибыль.