Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование —это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
• государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
• регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:
1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;
3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
• создание нормативной базы функционирования рынка;
• отбор профессиональных участников рынка;
• контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:
• разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
• выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;
• максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
• необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;
• при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
• обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
• соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
• оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления