Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин не скрывает, что итоги текущего года для железнодорожников окажутся рекордно негативными: ожидаемый убыток вполне способен достичь 80 миллиардов рублей. При этом сам Якунин не видит недостатков в системе управления «РЖД», а обвиняет в происходящем неправильное развитие экономики.
Полный «список виноватых» в проблемах «Российских железных дорог» Владимир Якунин формирует приблизительно следующим образом: льготники, государство и экономика. В то же время упоминание государства прямым не является: глава монополии указывает этот пункт как «те, которые заказали льготные перевозки».
И все же эксперты не верят, что перевозка льготной категории пассажиров способна привести хотя бы к пятой части планируемых убытков, но пока что-то сопоставить трудно: никаких конкретных цифр Якунин так и не назвал. А вот «претензии к неправильной экономике» упираются в сокращение погрузок: пока руководство «РЖД» планировало себе 1-1,5 процента прироста, по факту надо ждать падения показателя на 1%. И это – как минимум.
Годом ранее железнодорожники исправляли ситуацию с убытками за счет повальных сокращений сотрудников и их оплачиваемого рабочего времени. Еще раз сэкономить за счет увольнений и неоплачиваемых отпусков без полного переформатирования «РЖД» попросту невозможно. Да и 80 миллиардов рублей – не та сумма, которую кто-то сможет сэкономить только на зарплатном фонде.
Нельзя исключать, что монополия попросит разрешить ей еще раз пересмотреть тарифы, доводя их до «экономически обоснованных». На практике такая формулировка означает попытку максимально перебросить убытки на клиентов «РЖД». Вот только если погрузка уже начинает сокращаться, то рост тарифов эту негативную тенденцию исключительно усилит. Возможно, начнется пересмотр категорий льготников с целью их количественного сокращения.
Показательным является факт отсутствия четких подтверждающих цифр от Владимира Якунина: если бы не было однозначных просчетов в системе управления, то такие цифры можно легко обозначить. ОАО «РЖД» - структура достаточно закрытая, что осложняет независимый контроль аналитиками за происходящим здесь. Но убытки стали расти такими темпами, что государству или потребуется срочно реанимировать монополию, или готовиться к грандиозному коллапсу железнодорожников. Единственный плюс могут получить специалисты по изучению экономики: банкротство такой структуры, как «РЖД» - это весьма познавательное в теоретическом плане событие.
|